Просто о важном: 5 ответов на главные вопросы про изменения в законе об электронной подписи

Просто о важном: 5 ответов на главные вопросы про изменения в законе об электронной подписи

В конце прошлого года были утверждены поправки в Закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Большая часть из них должна была вступить в силу со второго полугодия 2020 года. Владельцев электронных подписей охватила паника. У рынка, экспертов и представителей госорганов вводимые изменения тоже вызывали много вопросов. Чем ближе была дата изменений, тем очевиднее становилось, что никто к ним не готов. 

Чтобы сгладить переход и устранить возникающие правовые коллизии, в июне 2020 года был принят Закон № 166-ФЗ, который регламентирует перенос сроков вступления в силу некоторых поправок. Однако и это четкости не прибавило. Обычным пользователям электронной подписи детали некоторых изменений так и остались не ясны. 

Мы разобрали топ-5 самых острых вопросов и поясняем ключевые изменения простым языком.

Вопрос 1. Где теперь получать электронную подпись?

Что говорит закон? 

Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до дня вступления в силу Федерального закона №476-ФЗ, вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты в течение всего срока действия аккредитации, но не позднее чем до 1 июля 2021 года.

Что это значит? 

Удостоверяющий центр Такснет, получивший аккредитацию Минкомсвязи России в 2017 году, продолжит выпускать и выдавать сертификаты электронных подписей до 1 июля 2021 года. До этого времени в работе нашего УЦ ничего не меняется. Будем рады помочь с подбором электронной подписи для решения любых задач!

Вопрос 2. Сколько будет действовать электронная подпись?

Что говорит закон? 

Квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления в силу Федерального закона №476-ФЗ удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года.

Что это значит? 

Электронные подписи, которые Удостоверяющий центр Такснет выдал до 1 января 2021 года, действуют в течение того срока, на который они выданы.

Обычно квалифицированные электронные подписи выдаются сроком на 12 месяцев. Однако до 31 июля 2020 года электронную подпись в УЦ Такснет можно купить или продлить на 15 месяцев вместо обычных 12-ти. Например, если вы купили электронную подпись 1 июля 2020 года, то она будет действительна до 30 сентября 2021 года (15 месяцев). При этом цена не меняется, 3 месяца вы получаете в подарок!

Все новые или продлеваемые после 1 января 2021 года сертификаты электронной подписи будут действовать меньше года, так как законодательством установлен срок действия “не более, чем до 1 января 2022 года”. Таким образом, самое выгодное время для покупки или продления сертификата электронной подписи - до конца текущего года.

Вопрос 3. Что такое электронная доверенность и когда она начнет действовать?

Что говорит закон? 

Положения об электронных доверенностях вступают в силу с 1 января 2022 года. Именно с этого времени уполномоченным представителям юридических лиц нельзя будет выдавать квалифицированные сертификаты, в которых в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности.

Что это значит? 

Нормы, касающиеся выпуска сертификатов не на руководителя организации, а на физлицо, например, на бухгалтера, вызывают больше всего вопросов. После вступления в силу поправок, если сотруднику нужно подписать документ от имени компании, то он будет подписывать документ личной ЭП и при этом прикладывать к пакету документов машиночитаемую доверенность, подписанную ЭП юрлица.

Кто должен выдать эту машиночитаемую доверенность? Как ее хранить и использовать? Кто может отменять действие такой доверенности? Все необходимые нормативные акты, которые прольют свет на многочисленные вопросы, сейчас разрабатывают Минкомсвязь РФ, экспертное сообщество и органы исполнительной власти. Пока работа продолжается.

До 1 января 2022 года для физических лиц, действующих от имени юридического лица, ничего не меняется. Они смогут получать электронную подпись, как и раньше.

Вопрос 4. Изменились ли способы идентификации личности при получении электронной подписи?

Что говорит закон? 

С 1 июля 2020 года вступила в силу поправка о способах, которыми можно подтвердить свою личность при получении подписи в УЦ. Информация о том, как именно владелец электронной подписи подтвердил свою личность, включается в сертификат подписи.

Что это значит? 

Сейчас идентифицировать личность можно одним из 4-х вариантов:

  1. личный визит получателя ЭП в Удостоверяющий центр;
  2. использование действующего сертификата владельца электронной подписи при дистанционной замене;
  3. использование биометрических данных из загранпаспорта;
  4. использование биометрических данных из Единой биометрической системы.

Удостоверяющий центр Такснет использует первые два варианта. Идентификация по биометрическим данным пока недоступна.

Вопрос 5. Где получать электронную подпись после 1 января 2022 года?

Что говорит закон? 

Согласно новой редакции Закона, аккредитованными удостоверяющими центрами становятся не только коммерческие Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, но также:

  • УЦ ФНС России;
  • УЦ Федерального казначейства;
  • УЦ ЦБ РФ.

Что это значит? 

С 1 января 2022 года УЦ ФНС будет выдавать квалифицированные сертификаты ЮЛ и ИП, а также нотариусам. УЦ Федерального казначейства - бюджетным учреждениям. С этого же времени коммерческие АУЦ, получившие аккредитацию по новым правилам, смогут выдавать сертификаты только физическим лицам.

Как видите, большинство новых правил в полном объеме вступит в силу 1 января 2022 года. Пока еще у всех участников рынка есть время подготовиться к изменениям в правилах получения и использования квалифицированной электронной подписи. Следите за новостями нашей компании, чтобы вовремя узнавать о последних поправках в законодательстве!


Другие новости

Оставить отзыв