Минфин и ФНС ответили на вопросы предпринимателей про УСН

В предпринимательском сообществе часто обсуждаются переход с УСН на ПСН, сохранение налоговых каникул, хранение документов на расходы для упрощенцев с объектом «доходы». В последнее время ФНС и Минфин опубликовали ряд писем, посвященных этим темам.
Переход на патент
Минфин разъяснил, есть ли у ИП на УСН возможность перейти на патент в течение календарного года по отдельным видам предпринимательской деятельности. В п. 1 ст. 346.11 НК РФ сказано, что упрощенка применяется наряду с другими режимами налогообложения. ПСН можно применять на территориях субъектов, если он введен в действие региональными законами.
Регулятор делает вывод, что возможность перехода действительно есть, если в отношении вида предпринимательской деятельности спецрежим введен законом субъекта РФ (Письмо Минфина от 09.06.2021 № 03-11-11/45412 ).
Нулевая ставка для УСН
Сохраняется ли право применения налоговых каникул, если ИП переходит с УСН на ПСН? Ставка в размере 0 % устанавливается для впервые зарегистрированных ИП, ведущих деятельность в ряде сфер: производственной, социальной, научной, бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (ст. 346.50 НК РФ ). Нулевая ставка может применяться с дня регистрации ИП непрерывно, в течение двух налоговых периодов.
Также налоговые каникулы могут быть установлены по ПСН для той же категории ИП, если в субъекте РФ приняты соответствующие законы. Нулевая ставка в этом случае применяется не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет со дня регистрации предпринимателя.
При соблюдении требований гл. 26.5 НК РФ ИП, перешедший с УСН на ПСН, может продолжать пользоваться льготой (Письмо Минфина от 22.07.2021 № 03-11-11/58955 ).
Подтверждение фактически произведенных расходов
Налоговая напомнила, что организации на УСН не освобождены от ведения бухучета (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ ). В ст. 346.24 НК РФ указано, что налогоплательщики на УСН обязаны вести учет доходов и расходов для исчисления налоговой базы в специальной книге учета доходов и расходов. При этом заполнять графу «Расходы» упрощенцам с объектом налогообложения «доходы» не требуется.
Первичные учетные документы, регистры бухучета, соответствующую отчетность и аудиторские заключения необходимо хранить не менее пяти лет после года, за который была сдана отчетность (ст. 29 Закона № 402-ФЗ ). В Налоговом кодексе установлено, что в течение пяти лет налогоплательщик должен хранить сведения бухгалтерского и налогового учета, прочие документы, которые используются для исчисления и уплаты налогов. Это включает и документы, подтверждающих доходы, расходы, уплату и удержание налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ ).
Следовательно, упрощенцы также должны подтверждать расходы первичными документами (Письмо ФНС от 23.07.2021 № ЗГ-2-2/1090@ ).
Другие новости
Подпишитесь на нашу рассылку
Вы узнаете о новых налогах и штрафах, изменениях законодательства и наших мероприятиях
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании Такснет