Для сдачи электронной отчетности, электронного документооборота, работы на государственных порталах и участия в электронных торгах
Что такое Электронная подпись?
Электронная подпись (ЭП) — цифровой аналог подписи классической, то есть «от руки». Её главная задача — перевести весь документооборот из факсимильного (бумажного) в электронный вид. Она даёт возможность через интернет сдавать все виды отчётностей, подписывать соглашения и любые документы, взаимодействовать с сайтом «Госуслуги» и другими государственными сервисами. При этом документ, подписанный ЭП, обладает таким же юридическим статусом, как и подписанный вручную.
Преимущества электронной подписи
Для физических лиц ЭЦП обязательна, если они хотят получить полный доступ к информационным, медицинским, учебным, государственным и прочим системам через интернет. Что касается ИП и юридических лиц, то преимущества от обладания такой подписью — следующие:- уменьшение времени и денег, которые тратятся на делопроизводство;
- защита от незаконного копирования подписи (её невозможно подделать);
- обеспечение конфиденциальности информации;
- быстрая проверка изменений в законодательстве;
- быстрая проверка обращений от государственных органов;
- первая очередь при обслуживании в ФНС;
- выход на новых клиентов и рынки, расширение сферы бизнеса.
Виды ЭП
Существует три вида таких подписей — простая, усиленная и усиленная квалифицированная. Между собой они различаются уровнем защиты и сферой применения.
Простая. Состоит из логина и пароля, который передаётся по e-mail, USSD, CMC и другим каналам. Не является полноценной заменой ручной подписи.
Усиленная. Состоит из ключа подписи и ключа проверки, защищённых средствами криптографии. Обладает таким же юридическим весом, как и собственноручная подпись.
Усиленная квалифицированная. От предыдущего варианта отличается тем, что даёт право участвовать в коммерческих торгах на различных площадках (в том числе государственных). Используется юрлицами для подписания юридически значимых соглашений с контрагентами.
Как подписать документ электронной подписью
Компания Taxnet вместе с ключом-носителем выдаёт и специальное программное обеспечение КриптоПРО. Данная утилита используется для подписания документов (преимущественно форматов .doc и .pdf).
Также есть возможность установить отдельный плагин для MS Office, который позволит подписывать документ прямо в окне Офиса.
Что входит в электронную подпись
В первую очередь это сертификат электронной подписи.
Сертификат нужен для того, чтобы получатель электронной документации, подписанной владельцем ЭП, смог удостовериться, что подпись действительно принадлежит именно этому лицу и при подписании был использован действующий ключ.
Сертификат ЭП содержит следующую информацию:
- номер, дату выдачи и срок действия сертификата;
- ФИО или наименование юридического лица владельца ЭП;
- уникальный ключ для проверки ЭП;
- наименование используемого средства электронной подписи и (или) стандарты, требованиям которых соответствуют ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи;
- наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат ключа проверки электронной подписи;
- иная информация, предусмотренная частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, - для квалифицированного сертификата.
Большинство сертификатов ЭЦП имеют срок годности в один год. Они выдаются удостоверяющими центрами или их доверенными представителями на 1 год. Такое ограничение необходимо для обеспечения максимальной степени защиты.
Помимо этого, электронная подпись содержит ещё три компонента.Открытый ключ
Уникальный ряд знаков, который необходим для проверки подлинности — это открытые данные в свободном доступе. Используется адресатом.
Закрытый ключ
Уникальный ряд знаков, используется для криптошифрования и расшифровки подписи. Имеется только у владельца и хранится на специальном носителе — токене. Владелец не должен допустить, чтобы токен попал к третьим лицам. В таком случае сертификат будет считаться скомпрометированным и его отзовут. Украсть носитель с закрытым ключом — единственный вариант, при котором ЭП можно «подделать».
Токен
Носитель (чаще всего флеш-накопитель), где хранится закрытый ключ и сам сертификат электронной подписи. В России используют два носителя — это eToken и Рутокен.
Для чего нужна электронная подпись
ЭП даст возможность ИП и физлицам следующие преимущества:
- передача налоговых данных через интернет;
- работа с государственными системами через интернет (например — с порталом госуслуг);
- подписание договоров в электронном виде;
- участие в госзакупках;
- удалённое согласование контрактов;
- подача онлайн-жалобы;
- участие в аукционах;
- работа с ЕГАИС;
- участие в любых коммерческих торгах;
- получение аккредитацию на ЭТП.
В зависимости от того, какая именно у вас электронная подпись, некоторые из вышеописанных функций могут быть недоступны. Оптимальным будет получение усиленной квалифицированной подписи.
Как получить электронную подпись
Чтобы получить ЭП, необходимо обратиться в сертификационный центр, который имеет право их выдавать. Далее потребуется собрать пакет документов. Для индивидуальных предпринимателей он следующий:
- копия первых шести страниц паспорта, каждая копия заверяется подписью и печатью (либо подать оригинал паспорта);
- два экземпляра регистрационной карты;
- номера СНИЛС, ИНН, ОГРН ИП.
Если вы являетесь представителем юридического лица, потребуются дополнительные документы, которые подтверждают ваши полномочия. Срок рассмотрения документов — от трёх до тридцати дней.
Нововведения 2019 года
С начала 2019 года электронные подписи должны соответствовать ГОСТу 2012 года. Владельцам ЭП необходимо пройти их обновление, а также обновить программное обеспечения для криптошифрования. Если этого не сделать, отдельные государственные сервисы будут вам недоступны. Подробнее о новых правилах и требованиях вы можете прочесть здесь.
Как можно на практике применять Электронную подпись?
Как получить
- Оставьте заявку
- Заполните и сдайте документы
- Получите электронную подпись
Полезная рассылка об электронных торгах
Новости и разборы законодательства, подарки, полезные статьи, приглашения на бесплатные вебинары. Без спама.