Смотреть видео

Что такое Электронная подпись?

Электронная подпись (ЭП) — цифровой аналог подписи классической, то есть «от руки». Её главная задача — перевести весь документооборот из факсимильного (бумажного) в электронный вид. Она даёт возможность через интернет сдавать все виды отчётностей, подписывать соглашения и любые документы, взаимодействовать с сайтом «Госуслуги» и другими государственными сервисами. При этом документ, подписанный ЭП, обладает таким же юридическим статусом, как и подписанный вручную.

Преимущества электронной подписи

Для физических лиц ЭЦП обязательна, если они хотят получить полный доступ к информационным, медицинским, учебным, государственным и прочим системам через интернет. Что касается ИП и юридических лиц, то преимущества от обладания такой подписью — следующие:
  • уменьшение времени и денег, которые тратятся на делопроизводство;
  • защита от незаконного копирования подписи (её невозможно подделать);
  • обеспечение конфиденциальности информации;
  • быстрая проверка изменений в законодательстве;
  • быстрая проверка обращений от государственных органов;
  • первая очередь при обслуживании в ФНС;
  • выход на новых клиентов и рынки, расширение сферы бизнеса.

Виды ЭП

Существует три вида таких подписей — простая, усиленная и усиленная квалифицированная. Между собой они различаются уровнем защиты и сферой применения.

Простая. Состоит из логина и пароля, который передаётся по e-mail, USSD, CMC и другим каналам. Не является полноценной заменой ручной подписи.

Усиленная. Состоит из ключа подписи и ключа проверки, защищённых средствами криптографии. Обладает таким же юридическим весом, как и собственноручная подпись.

Усиленная квалифицированная. От предыдущего варианта отличается тем, что даёт право участвовать в коммерческих торгах на различных площадках (в том числе государственных). Используется юрлицами для подписания юридически значимых соглашений с контрагентами.

Как подписать документ электронной подписью

Компания Taxnet вместе с ключом-носителем выдаёт и специальное программное обеспечение КриптоПРО. Данная утилита используется для подписания документов (преимущественно форматов .doc и .pdf).

Также есть возможность установить отдельный плагин для MS Office, который позволит подписывать документ прямо в окне Офиса.

Что входит в электронную подпись

В первую очередь это сертификат электронной подписи.

Сертификат нужен для того, чтобы получатель электронной документации, подписанной владельцем ЭП, смог удостовериться, что подпись действительно принадлежит именно этому лицу и при подписании был использован действующий ключ.

Сертификат ЭП содержит следующую информацию:

  • номер, дату выдачи и срок действия сертификата;
  • ФИО или наименование юридического лица владельца ЭП;
  • уникальный ключ для проверки ЭП;
  • наименование используемого средства электронной подписи и (или) стандарты, требованиям которых соответствуют ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи;
  • наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат ключа проверки электронной подписи;
  • иная информация, предусмотренная частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, - для квалифицированного сертификата.

Большинство сертификатов ЭЦП имеют срок годности в один год. Они выдаются удостоверяющими центрами или их доверенными представителями на 1 год. Такое ограничение необходимо для обеспечения максимальной степени защиты.

Помимо этого, электронная подпись содержит ещё три компонента.

Открытый ключ

Уникальный ряд знаков, который необходим для проверки подлинности — это открытые данные в свободном доступе. Используется адресатом.

Закрытый ключ

Уникальный ряд знаков, используется для криптошифрования и расшифровки подписи. Имеется только у владельца и хранится на специальном носителе — токене. Владелец не должен допустить, чтобы токен попал к третьим лицам. В таком случае сертификат будет считаться скомпрометированным и его отзовут. Украсть носитель с закрытым ключом — единственный вариант, при котором ЭП можно «подделать».

Токен

Носитель (чаще всего флеш-накопитель), где хранится закрытый ключ и сам сертификат электронной подписи. В России используют два носителя — это eToken и Рутокен.

Для чего нужна электронная подпись

ЭП даст возможность ИП и физлицам следующие преимущества:

  • передача налоговых данных через интернет;
  • работа с государственными системами через интернет (например — с порталом госуслуг);
  • подписание договоров в электронном виде;
  • участие в госзакупках;
  • удалённое согласование контрактов;
  • подача онлайн-жалобы;
  • участие в аукционах;
  • работа с ЕГАИС;
  • участие в любых коммерческих торгах;
  • получение аккредитацию на ЭТП.

В зависимости от того, какая именно у вас электронная подпись, некоторые из вышеописанных функций могут быть недоступны. Оптимальным будет получение усиленной квалифицированной подписи.

Как получить электронную подпись

Чтобы получить ЭП, необходимо обратиться в сертификационный центр, который имеет право их выдавать. Далее потребуется собрать пакет документов. Для индивидуальных предпринимателей он следующий:

  • копия первых шести страниц паспорта, каждая копия заверяется подписью и печатью (либо подать оригинал паспорта);
  • два экземпляра регистрационной карты;
  • номера СНИЛС, ИНН, ОГРН ИП.

Если вы являетесь представителем юридического лица, потребуются дополнительные документы, которые подтверждают ваши полномочия. Срок рассмотрения документов — от трёх до тридцати дней.

Нововведения 2019 года

С начала 2019 года электронные подписи должны соответствовать ГОСТу 2012 года. Владельцам ЭП необходимо пройти их обновление, а также обновить программное обеспечения для криптошифрования. Если этого не сделать, отдельные государственные сервисы будут вам недоступны. Подробнее о новых правилах и требованиях вы можете прочесть здесь.

Как можно на практике применять Электронную подпись?

Перейти в каталог подписей

Как получить

  1. Оставьте заявку
  2. Заполните и сдайте документы
  3. Получите электронную подпись