Налоговая проверяет покупателей. Дело Нижнекамскнефтехим

Налоговая проверяет покупателей. Дело Нижнекамскнефтехим

Если поставщик окажется фирмой-однодневкой — жди проблем с налоговой. Компании знают об этом, поэтому запрашивают увесистые пакеты документов, «пробивают» контрагентов в открытых и платных базах. Крупные компании с тысячами поставщиков создают специальные отделы для такой проверки.

Организации дотошно проверяют поставщиков, но забывают про покупателей. Зря: в последнее время участились претензии налоговиков именно к покупателям. Показательный пример — дело Нижнекамскнефтехим.

Что случилось

В ходе выездной налоговой проверки за 2011-2013 гг. инспекция пришла к выводу, что Нижнекамскнефтехим продавал продукцию (абсорбент марки А-5, смола пирролизная) по заниженной цене компаниям-однодневкам. После прохождения через цепочку перепродавцов цена сырья увеличивалась вдвое. Разница обналичивалась или выводилась за рубеж.

Компанию обвинили в занижении выручки и доначислили в общей сложности свыше 800 млн рублей налогов, пеней и штрафов.

Аргументы суда

Абстрагируясь от качества самих доказательств инспекции (а оно оставляет желать лучшего — уж очень много в них домыслов и допущений), рассмотрим, каким аргументам налоговой инспекции вняли суды.

Помимо стандартных признаков фирм-однодневок у покупателей (небольшая численность, низкая налоговая нагрузка, регистрация компаний по несуществующим либо массовым адресам, отказ руководителей и учредителей от причастности к компании, последующая реорганизация или исключение из ЕГРЮЛ) инспекция привела следующие доводы:
  • спорные компании выступали единственными покупателями сырья, причем каждый год покупатель менялся;
  • сырье отгружали напрямую конечным грузополучателям железнодорожным транспортом завода;
  • сертификаты качества выписывались также на конечных грузополучателей;
  • конечные грузополучатели в ходе допроса рассказали о невозможности закупать сырье напрямую у завода: «напрямую работать невозможно, завод диктует свои условия, под которые нереально подстроиться», «поиск продавца абсорбента А-5 осуществлялся через отдел сбыта завода. ООО „Химические технологии“ писало письмо в ОАО „Нижнекамскнефтехим“ о необходимости поставки определенного товара, на что получало ответ — через какую организацию можно приобрести данный товар»;
  • сотрудники службы безопасности проводили проверку покупателей формально: собственники помещений, в которые выезжали безопасники завода, отрицали как нахождение спорных компаний, так и встречу с сотрудниками завода;
  • имелись неточности в названиях компаний и датах в документах, и т.д.

Аргументы завода

Нижнекамскнефтехим привел ряд доводов и предоставил документы, которые доказывали его невиновность:
  • Доказательства реальности хозяйственных взаимоотношений с покупателями: реестры передачи корреспонденции контрагентам через курьеров, детализации телефонных соединений с номерами контрагентов.
  • Четыре экспертизы, подтверждающие рыночность цен.
  • Отсутствие доказательств подконтрольности однодневок самому заводу.

Суды отклонили эти аргументы.

К слову, точка в деле на данный момент не поставлена. Еще до рассмотрения дела в кассации компания подала заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вывод

Внимательно проверьте всех покупателей. Риск претензий есть, даже если первый контрагент в цепочке — реальная компания, но однодневки выявлены на дальнейших стадиях.

Если товар перепродается через посредников (трейдеров), позаботьтесь о деловой цели отличной от экономии на налогах. К примеру, отсутствие собственной торговой сети, экономия на торговых издержках и т.д.


Авторы статьи — Альбина Губайдуллина и Гузель Валеева, руководитель практики структурирования бизнеса и старший партнёр в АНП «Зенит»

Другие статьи