Мы давно уже не видели «живых» денег, потому что даже у пенсионеров есть пластиковые карты

Мы давно уже не видели «живых» денег, потому что даже у пенсионеров есть пластиковые карты
Эта статья мое личное видение разных жизненных ситуаций через призму своей профессии. Насколько хорошо или плохо, что в каждом из нас профессия или любимое дело накладывает отпечаток на наш взгляд на этот мир, судить не мне.

История Первая: соседская.

У меня есть чудесная соседка. Она настолько отзывчивая, что я часто шучу, что в стоимость моей квартиры при продаже будет входить и ее наличие. Однажды, я ее попросила прислать мне копию или фотографию ее пластиковой дебетовой карты для перечисления ей денежных средств, чтобы не ошибиться с номером. В ответ я получила фотографии карточки с обеих сторон вместе с защитным кодом, то есть я свободно могла расплатиться ее картой в любом интернет магазине. Это, конечно, показывает ее уровень доверия мне. Но с другой стороны – это большая беспечность и некоторая безалаберность по отношению к защите своих собственных денег.

История Вторая: коммерческая.

На территории нашей необъятной страны есть компания, которая позиционирует себя как помощник в бизнесе. Компания проводит очень много разных тренингов и семинаров, иногда я нахожу для себя интересные мысли и идеи. Поскольку мне захотелось принять участие в одном из мероприятий, я передала для регистрации свои данные, а именно: фамилию имя, адрес электронной почты и номер мобильного телефона. Однажды, эта компания решила или сменить вид своей деятельности, или подзаработать и разослала всем зарегистрированным участникам предложение о продаже своей базы данных. С того самого момента меня одолевает спам в моей электронной почте, от которого невозможно отписаться, так как я на него и не подписывалась. А недавно пошли звонки с предложениями от банков, страховых компаний и прочих лиц с различными ненужными мне услугами. Вы спросите, почему я решила, что мои данные слила именно эта компания? Отвечу просто: я представилась там не своим именем, которое весьма необычно и легко запоминается для меня, которым я нигде более не представлялась.

А теперь я задумываюсь о том, насколько честно играет эта компания на рынке? Насколько она действительно качественно выполняет свои обязательства перед заказчиками? В общем, их репутация в моих глазах и глазах моих знакомых очень сильно упала. А еще я могу подать на них жалобу в Роскомнадзор, потому что они без моего согласия продали мои персональные данные и использовали их для рассылки коммерческой информации. Самое главное, что работать я с ними больше никогда не буду и никому не посоветую.

История Третья: телефонная.

Очень много спама приходит не только на электронную почту, но и на телефон в виде смс-сообщений. Среди относительно безобидного мусора о массажных салонах, службах такси и одобрений кредита, бывают и занимательные. Например, подражание сообщениям от банка: «Ваша карта Visa заблокирована. Перезвоните в службу работы с клиентами по номеру ….». Внимательный глаз заметит, что смс пришла не с короткого номера моего банка, а с мобильного или короткого, но другого. Отметит, что номер службы работы с клиентами тоже выглядит как чей-то мобильный телефон. Возможно, вспомнит, что у него нет карты Visa, а только Master card.

Впечатлительный человек (например, моя мама – женщина среднего возраста, слабо разбирающаяся в таких мошенничествах, или соседка, которая верит в честные намерения каждого человека) начнет звонить. Вот тут его и поджидает неприятная ситуация. Скорее всего у него выяснят номер карты и всевозможные данные, начиная с паспортных данных, заканчивая пин-кодами и защитными кодами. И в один прекрасный день человек обнаруживает, что со счета карты списаны все денежные средства.

Неприятно, но винить кроме себя некого. Я своих родственников приучила в случае нештатной ситуации звонить мне, а уж потом по указанным номерам.

История Четвертая: благотворительная.

Я активный пользователь приложений для смартфона, особенно тех, которые позволяют создавать чаты и общаться компаниями. Есть у меня чат, в котором я общаюсь со школьными подругами. Одна из подруг отправляет в чат сообщение «Срочно нужна помощь маленькому ребенку. Кровь определенной группы. Телефон мамы. Отправьте это сообщение всем кому можно, очень нуждаемся в помощи.»
Группа крови - моя, помочь хочется. Спрашиваю подругу о том, кто эти люди, являются ли ее знакомыми? Она не знает. Забиваю номер телефона в поисковике, и всемогущий интернет выдает, что это номер мошенников, которые при звонке снимают деньги с телефона. После таких ситуаций не стоит ли задаться вопросом почему мы все такие черствые к чужому горю? Да потому что нас обманывают, когда мы хотим помочь!

И таких разных, но для меня лично очень показательных ситуаций очень много, причем в самой обыденной жизни, а не на работе. Мы с радостью принимаем и пользуемся новыми технологиями, но не задумываемся о возможных последствиях, а уж в силу менталитета даже не пытаемся соблюдать правила использования.

Хотелось бы закончить статью в духе кота Леопольда, мол, «Ребята, давайте жить дружно!» Однако слова и выводы приходят на ум совершенно другие. Сегодня мы научились принимать те новшества, что дарит нам развитие науки, техники и технологий. Увы, мы как малые дети, на уровне интуиции тыкаем пальчиком в небо, надеясь на наш российский авось. В западных странах давно приняты и соблюдаются правила. Мы слишком беспечны и безалаберны, чем успешно пользуются наши же соотечественники.

Проведу аналогию с Правилами Дорожного Движения, они написаны кровью, поэтому мы понимаем жизненную важность следования им. Правила работы с новыми технологиями сегодня пишутся денежными потерями, конечно, не в деньгах счастье, но иногда их утрата может стоить человеческой жизни. Так может пора задуматься?

Автор: Эльмира Гатиятуллина, 
заместитель генерального директора 
по информационной безопасности, ГК "Такснет"

Другие статьи