Фирмы-однодневки: что будут искать налоговики и оперативники при проверке

Фирмы-однодневки: что будут искать налоговики и оперативники при проверке

Наши эксперты продолжают разбирать совместное письмо ФНС и СК РФ . Сегодня они рассказывают, как проверяющие раскрывают использование фирм-однодневок.

Итак, что сделают налоговики и оперативники, если обнаружат среди ваших контрагентов неблагонадежные компании?

1. Допросят сотрудников:
  • руководителя и лиц, ответственных за исполнение и принимающих товары (работы, услуги),
  • бухгалтеров компании,
  • контрагентов.

К инструкции прилагаются примерные вопросы — налоговики уже им пользуются.

2. Истребуют и проанализируют документы по сделке, в том числе необязательные для ведения: переписку, заявки, протоколы совещаний, складские книги, журналы въезда и выезда, журналы выдачи пропусков.

Несоответствия в документах спровоцируют почерковедческую экспертизу. Несоответствием считаются расхождения в экземплярах поставщика и покупателя, различия в единицах измерения, указанных в договоре и в первичке.


3. Проанализируют сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРН, Налоговой отчетности, Банковских счетов, а также из ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзора, ГИМС, Роспатента и других регистрирующих органов.

В них налоговики будут искать совпадения лиц, адресов, сайтов, сотрудников, имущества, наличие обременения имущества (движимого и недвижимого) физическими и юридическими лицами, устанавливать реальных пользователей выявленного имущества, представителей интересующих юридических лиц по доверенности.


4. Построят реальную схему организации бизнеса и выяснят, кто фактически оказывает услуги и выполняет работы.


5. Допросят сотрудников аффилированной организации.

Часто сотрудники не подозревают о работе в аффилированной организации или указывают, что их реальным руководителем является директор налогоплательщика.


6. Проанализируют используемые основные средства — запросят сведения об учете объектов, историю перехода права собственности.

Пример. Учредитель налогоплательщика реализовал имущество аффилированной компании, которая стала оказывать услуги налогоплательщику с использованием этого имущества. Но следователи выяснили, что сделка по реализации имущества была мнимой — средств на покупку спорного объекта у аффилированной компании не было, объект в пространстве не перемещался, а обслуживающий персонал не изменился. Это позволило доказать нереальность затрат и осведомленность должностных лиц налогоплательщика об этом.


7. Допросят лиц, причастных к деятельности фирмы-однодневки и фактически распоряжавшихся расчетным счетом, включая лиц, оказывающих бухгалтерские услуги.

Для этого проанализируют расходные операции по счету однодневки, сопоставят IP-адреса, с которых направлялась налоговая отчетность и осуществлялся доступ к расчетному счету.


8. Если контрагентом является иностранная компания — проверят сведения о физических лицах, представляющих интересы компании на территории РФ. Зачастую это номинальные директора, которые даже не пересекали границу Российской Федерации.

Запросят информацию обо всей цепочке расчетов у ЦБ РФ и Росфинмониторинга, проанализируют информацию об операциях офшорной компании, выяснят, каким образом бенефициар использует выведенные в офшор средства.

Проверяющие знают о корпоративных банковских картах, поэтому запросят информацию об их использовании на территории страны у ЦБ РФ и сопоставят с крупными покупками реального бенефициара, стоящего за иностранной компанией.

В методичке нет упоминания про обмен информацией с иностранными налоговыми органами, но это не должно вводить вас в заблуждение — судебная практика доказывает реальность и эффективность такого обмена.


10. Осмотрят помещения налогоплательщика, проведут выемку с привлечением IT-специалистов, чтобы исключить самоуничтожение или блокировку цифровой информации.

Будут искать печати, бланки, базы 1С, ключи к системе Банк-клиент контрагентов, пластиковые банковские карты физических лиц (через которые обналичивались деньги) и другие следы создания фиктивного документооборота.


11. Проанализируют сопутствующие договоры: аренды складского помещения, перевозки грузов и пр.

Допросят водителей, перевозчиков товара, арендодателя. Сопоставят объем и массу спорного товара с грузоподъемностью автомобилей и вместимостью складских помещений мощностями. Цель — показать невозможность перевозки и хранения товара в указанном объеме и сроках.


12. Установят реального производителя товара или поставщика товара.

  • Для этого проанализируют сертификаты на товар,
  • направят запрос в сертифицирующий орган (кому из производителей товара выдавался сертификат?),
  • проведут мониторинг рынка аналогичных товаров,
  • отследят движение товара и денежных средств по всей цепочке контрагентов.
  • После направят запрос производителю товара: реален ли сертификат, каковы взаимоотношения с налогоплательщиком, каков возможный объем выпуска продукции.

13. Установят лиц, фактически выполнявших работы, услуги (если они вообще выполнились).

Для этого допросят заказчиков и работников налогоплательщика, в первую очередь уволенных. Выяснят условия допуска рабочих на объект: наличие списков сотрудников с допуском на объект, журналы инструктажа на рабочем месте, общие журналы работ, допуски к осуществлению работ отдельных категорий — бетонные, электромонтажные и т.д.


14. Если речь идет о поставке — допросят лицо, принимавшее спорный товар: его ли подпись стоит в документах первичного учета, куда помещался товар, кем привозился, роль руководителя организации в контроле за поставками.


15. Установят, у кого в реальности приобретался товар (если вообще приобретался).

Допросят лиц, которым выдавались в подотчет большие суммы. Это делается, чтобы доказать, что спорный товар закупался за наличку. Особенно налоговой будет интересно: кто контролировал работу этих лиц, как исполнялось поручение о закупке, как проходил процесс поставки и был ли руководитель осведомлен о надлежащем исполнении поручения о приобретении и поставке товара на объект.


16. Если речь идет об услугах — запросят отчеты по услугам (для маркетинговых услуг — конъюнктуры рынка, для консалтинговых — предложения оптимизации бизнеса) и доказательства, что результаты услуг применяются в компании. Выяснят наличие у консалтинговой компании специалистов и их квалификацию.


17. Допросят бухгалтера: на основании каких документов (кем представленных) товары отражены в учете, контрольные функции руководителя по факту отражения таких товаров в учете, дача отдельных поручений об их учете.

Арсенал доказательств впечатляет — нас ждут более тщательные проверки, увеличение доначисленных сумм и количества уголовных дел по налоговым преступлениям. Советуем пересмотреть ваши методы налоговой оптимизации, внимательнее проверять контрагентов и лучше хранить доказательства реальности операций.


Авторы статьи — Альбина Губайдуллина и Гузель Валеева, руководитель практики структурирования бизнеса и старший партнёр в АНП «Зенит»

Другие статьи