9 вопросов об электронной подписи

9 вопросов об электронной подписи

1. Что такое электронная подпись?
Электронная подпись – это совокупность данных в электронной форме или набор символов, который присоединен к документу в качестве подтверждения личности отправителя, а также средство контроля подлинности информации в электронном виде, обеспечения целостности электронных данных (защищающая подписанный документ от искажения, подделки).   

2. Как она выглядит?
Электронная подпись представляет собой последовательность символов, которые непосвященному человеку могут показаться бессмысленным набором букв и цифр. Только использование специального программного обеспечения для криптографического преобразования показывает, что именно владелец электронной подписи оставил свой автограф в электронном документе. Вид имеют лишь носители, на которых хранится закрытый ключ электронной цифровой подписи. Носителем может быть  как диск или флешка, так и специальный сертифицированный носитель. Еще вид имеет "Сертификат ключа проверки электронной подписи" - документ на бумажном носителе; выдается удостоверяющим центром для идентификации владельца сертификата ключа подписи.  

3. Виды электронной подписи?
Согласно Ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает два вида электронных подписей: 

1) простая электронная подпись – это разного рода логины, пароли, коды подтверждения и прочие средства идентификации, подтверждающие, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом; 

2) усиленная электронная подпись, которая в свою очередь подразделяется на: усиленную неквалифицированную электронную подпись и усиленную квалифицированную электронную подпись. Усиленная квалифицированная электронная подпись – она не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. Усиленная квалифицированная подпись – документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, приравнивается к документу, на котором есть собственноручная подпись и печать. Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью, по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях, может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно.
 
4. Использование электронной подписи?
Использование электронной подписи позволяет: 

· принимать участие в электронных торгах, аукционах и тендерах; 

· выстраивать взаимоотношения между организациями и государственными органами более эффективно, с наименьшими издержками; 

· расширить географию своего бизнеса, совершая в удаленном режиме различные операции с партнерами из любых регионов; 

· значительно сократить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией. 

Пользоваться электронной подписью достаточно просто. Никаких специальных знаний, навыков и умений для этого не требуется.

  
5. Для чего нужна электронная подпись?
Электронная подпись позволяет установить авторство и подтвердить целостность любых данных в электронном виде. Например, полученное вами письмо, казалось бы, от знакомого человека. Письмо без электронной подписи может оказаться на самом деле поддельным или содержать искаженную после его отправления информацию. Использование электронной подписи такую возможность исключает. При проверке электронной подписи будет установлено, что документ был изменен после его подписания. С помощью электронной подписи можно согласовывать электронные варианты документов (например, договоров) как между различными службами внутри одной организации, так и между разными организациями. В системе электронных торгов поставщики и заказчики в удаленном режиме совершают операции, влекущие за собой определенные обязательства с обеих сторон. Электронная подпись помогает обеспечить безопасность проводимых процедур и юридическую значимость сделок, которые участники совершают в ходе электронных торгов.
 
6. Как получить электронную подпись?
Получить электронную подпись можно в удостоверяющем центре любого региона России. Для этого достаточно связаться с удостоверяющим  центром по телефону или оформить заявку на сайте. Представитель УЦ попросит вас оформить документы, утвержденные Регламентом УЦ, и оплатить счёт. Обратиться за получением ключей электронной подписи может как юридическое, так и физическое лицо (в том числе ИП). В случае обращения организации, электронная подпись выдаётся на имя одного из сотрудников (например, на директора). Также, удостоверяющий центр может изготовить несколько сертификатов ключей электронной на других сотрудников организации. Сертификат и ключи электронной подписи записываются на сертифицированный электронный носитель или флеш-накопитель. Выбор ключевого носителя зависит от требований информационной системы, в которой будет использоваться электронная подпись. 

Заказать электронную подпись в аккредитованном Удостоверяющем центре «Такснет» можно по телефону: 8 800 333 80 89 (звонок по РФ бесплатный), предварительно можно ознакомиться с тарифами.

7. Требования к электронной подписи?
Требования к  электронной подписи зависят от области ее применения. В целом, согласно нормам законодательства в области электронной подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи может содержать указание на сферу применения электронной подписи, например, для осуществления закупок. Если квалифицированный сертификат ключа электронной подписи не содержит такого указания, электронная подпись может применяться в любых отношениях. Требования к форме квалифицированного сертификата установлены приказом ФСБ РФ №795 от 27.12.2011г.

8. Юридическая сила электронной подписи?
Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». В соответствии с нормами Федерального закона, электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, всегда признаются равнозначными документам, подписанными собственноручно. Исключение составляют случаи, когда законодательство допускает составление документа только в бумажном виде.

9. ФЗ об электронных подписях?
Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Федеральным законом регулируются отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий. В документе определяется понятие электронной подписи, устанавливаются ее виды, требования к средствам электронной подписи, с помощью которых создаются и проверяются электронная подпись. Также устанавливаются требования к удостоверяющим центрам, осуществляющим функции по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей.   

Другие статьи