6 частых бухгалтерских ошибок

6 частых бухгалтерских ошибок

Каждый сам волен выбирать как ему учиться: на своих или чужих ошибках. Мы рекомендуем поберечь свою голову от шишек и больше изучать информацию о работе других специалистов из вашей области.

Чтобы вам было легче перенимать чужой опыт, решили рассказать о 6 ошибках, которые чаще всего совершают бухгалтеры.

1. Ошибки в оформлении первичных бухгалтерских документов

«Первичка» — это святая святых любой бухгалтерии в любой компании, даже самой маленькой. Именно в оформлении первичных документов возникают самые большие проблемы, создающие головную боль.

У многих бухгалтеров нет понимания, что в первую очередь важна не сама отчетность, а документы, на основании которых она сделана. Именно к ним будут апеллировать налоговые органы в случае проверки, и именно по ним формируется налоговая отчетность.

Есть целый ряд требований к оформлению первичной документации: 

  • наличие обязательных реквизитов; 

  • корректные суммы; 

  • достаточная расшифровка. 

Из-за невнимательности бухгалтеров часто упускаются из вида важные моменты, что приводит к формированию некорректной отчетности и налоговым рискам.

Для того чтобы не допускать этого, бухгалтеру нужно четко понимать, что любой первичный документ должен быть оформлен корректно и полно — отражать экономическую суть операции и подтверждать реальное ее проведение.

2. Отчеты по старой форме

Государство любит выдумывать что-нибудь новенькое: то законы, то новый отчет, то изменения в уже имеющейся форме отчета или меняются сроки предоставления данных. Если за этим не следить, то вы рискуете нарваться на штраф. Любая неверность в документах или сдача отчета по старой форме может повлечь серьезные последствия.

Наказания бывают разные. От небольших штрафов до серьезных. Например, непредставление первичных статистических данных в Росстат карается штрафом в размере от 20 до 70 тысяч, а за повторную несдачу наказание может доходить до 150 тысяч.

Чтобы избежать этого, необходимо регулярно читать налоговые новости и посещать курсы повышения квалификации для бухгалтеров. Изучать новые формы и сдавать их вовремя можно с помощью системы Декларация.Онлайн и программы Такснет-Референт. Наши разработчики следят за всеми требованиями госорганов, поэтому регулярно обновляют базу отчетов.

3. Не очень бухгалтерский учет

Некоторые бухгалтеры часто ведут только налоговый учет, считают налоги по выписке и составляют бухгалтерский баланс на глаз. На первый взгляд это отличное и удобное решение, но при налоговой проверке всплывает отсутствие бухучета. За нарушения в бухучете положен штраф, а если нарушать несколько лет подряд и занижать налоги больше, чем на 2 миллиона рублей — уголовка.

Поэтому лучше сразу вести бухгалтерский и налоговый учет правильно, с соблюдением всех правил. Есть компании, которые могут восстановить бухгалтерский учет с нуля. Это тяжелое дело, поэтому стоит оно недешево.

4. Бардак в документах

Даже если вы ИП на УСН и ведёте только налоговый учет, все финансовые операции нужно подкреплять документами: собирать акты, накладные, фискальные чеки, бланки строгой отчётности. Документы нужны, чтобы подтвердить доходы и расходы при налоговой проверке.

Если в ваших документах черт ногу сломит, то велика вероятность, что вы не сможете найти документ 2-х летней давности, если его запросит налоговая служба с целью уточнения, на каком основании вы учли определенные расходы. В этом случае по ним вам доначислят налоги с пенями.

Бардак в документах — не редкость. Хранить все бумаги и соблюдать порядок непросто. Особенно, если вы ведете учет в крупной организации. Упорядочить документы и упростить работу с ними поможет переход на электронный документооборот. У всех пользователей системы ЭДО Транскрипт всегда полный порядок в документации, и они могут найти документ любой давности всего за 1 минуту.

5. Учет сотрудников на коленке

Кадровый учет и зарплатные налоги — отдельная область бухгалтерии, притом достаточно объёмная. Аутсорсеры и приходящие бухгалтеры часто экономят время на кадровых делах. Это может обернуться штрафами из трудовой инспекции.

Вечно спешащие бухгалтеры не всегда возмещают больничные и декретные из ФСС, а это может привести к убыткам, которые понесет компания. 

6. Отсутствие резерва по сомнительным долгам 

Начиная с 2011 года создание резервов сомнительных долгов стало императивной нормой. Тем не менее многие сотрудники бухгалтерии игнорируют данное положение законодательства, считая, что создание резерва по-прежнему является их правом, а не обязанностью. Некоторые бухгалтеры сознательно идут на подобное нарушение, имея целью завысить финансовый результат деятельности предприятия. 

Однако не подкрепленное обоснованием решение бухгалтера не создавать резерв по сомнительным долгам при проверке будет признано грубым нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Как видите, избежать ошибок несложно, если правильно организовать работу. Желаем вам порядка в документах и ваших компаниях!



Другие статьи